Автор Тема: Былого не вернуть. Рижская детская железная дорога.  (Прочитано 3618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

abvikjur

  • Гость
Былого не вернуть. Рижская детская железная дорога.

  Рижская детская железная дорога имени Красных Латышских стрелков проработала с лета 1956 года до мая 1997 года. Новым властям она не приглянулась.
Ныне разобранная линия ДЖД проходила по территории Межапарка, практически параллельно перегону Саркандаугава - Мангали Видземской линии. Управление дороги располагалось на станции Комъяуниешу, к которой от станции Саркандаугава вели подъездные пути, образовывавшие трехниточный путь совмещенной колеи 1520/750 мм (отмечен на схеме красным цветом).




Дорога имела две тупиковые станции – Комъяуниешу (Комсомольская) и Сколас (Школьная), а также одну промежуточную пассажирскую платформу – Пиониеру (Пионерская).


На этих кадрах кинохроники - открытие РДЖД

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=6Yg2bCh69XI" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=6Yg2bCh69XI</a>


  Во время строительства путей на дороге работали полученный из Вильнюса коломенский паровоз типа 86, носивший в Литве обозначение Т3-78 (зав. № 4757, постройки 1914 года), и несколько двухосных грузовых платформ. Этот подвижной состав еще почти год после открытия дороги находился на ДЖД, но не использовался, и впоследствии был списан.
  Первым локомотивом, использовавшимся на рижской ДЖД для вождения поездов стал паровоз Гр-322, полученный из депо Гулбене. Сам же поезд был составлен из двух или трех четырехосных пассажирских вагонов, построенных в 1930-31 годах мастерскими Лиепайского военного порта и одного неизвестного пассажирского вагона, изготовленного на базе легких промышленных тележек.
  В мае 1957 года парк подвижного состава Рижской ДЖД пополнился новеньким тепловозом ТУ2-077, полученным непосредственно с завода.
  В 1960 году старые пассажирские вагоны были списаны, а на смену им пришли четыре цельнометаллических вагона Pafawag.
  В 1964 году дорога полностью отказалась от паровой тяги. Паровоз Гр-322 был передан в депо Лиепая. Единственным локомотивом на ДЖД остался тепловоз ТУ2-077. Он проработал на ДЖД до 1966 года, когда был передан в депо Таллин-Вяйке, а затем, в 1972 году, на Запорожскую ДЖД. Вместо него дорога получила из этого же депо тепловоз ТУ2-093.
  В 1968 году произошел еще один обмен локомотивами с литовским депо Паневежис. Туда был отправлен тепловоз ТУ2-093, а взамен получен ТУ3-035, проработавший на Рижской ДЖД до 1971 года. (Впоследствии этот тепловоз попал на Тбилисскую ДЖД.)
  В том же году дорога получила из Эстонии тепловоз ТУ2-244. А еще через год – ТУ2-273. Эти тепловозы проработали до самого закрытия ДЖД. (Уже во время работы на ДЖД тепловоз ТУ2-244 был несколько модернизирован в депо Засулаукс и получил обозначение ТУ2м, что внесло некоторую путаницу, поскольку такой индекс уже давно был присвоен мотовозу ТУ2м.)
  В 60-х годах на платформе Пиониеру случился пожар, уничтоживший все станционные постройки. Тем не менее, поезда еще долго останавливались на этой платформе.
  В 1981 году Рижской ДЖД присвоено имя Красных Латышских стрелков.
  В 1982 году окончательно ликвидирован остановочный пункт Пиониеру.
  В самом начале 80-х годов дорога получила в свое распоряжение списанные с узкоколейки в Паневежисе багажный вагон и два пассажирских вагона Pafawag. Пассажирские вагоны были из самых первых серий с буксами на подшипниках качения и, к сожалению, практически полностью изношенные и не пригодные для дальнейшей эксплуатации.
 
  В 90-х годах, после распада СССР, обе станции ДЖД были переименованы. Станции Комъяуниешу присвоили название Яуниешу (Молодежная), а станции Сколас – Алеяс (Аллейная).




  В мае 1997 года детская железная дорога закрыта, ее имущество распродано. Оба тепловоза ТУ2, два крытых грузовых вагона и одна грузовая платформа переданы на узкоколейную железную дорогу Алуксне – Гулбене в Северо-Восточной Латвии. Еще одна грузовая платформа и почтовый вагон поступил в Рижский музей истории Латвийской железной дороги. Два из шести вагонов Pafawag остались на дороге. В них планировалось открыть кафе, но эти планы так и не были осуществлены и сейчас эти вагоны находятся в полностью разгромленном состоянии.

В 2001 году администрация Межапарка рассматривала возможность восстановления ДЖД. Основная сложность заключалась в отсутствии средств ($300.000) на выкуп верхнего строения пути, которое при ликвидации дороги перешло в собственность частной фирмы «Юрас Холдингс».

По мнению директора парка Валдиса Гароза, дорога в любом случае должна была быть восстановлена, и произойти это должно было не позже 2002 года, а вот останется ли дорога детской было под вопросом. (Все зависело от того, удастся ли найти спонсоров для организации обучения детей железнодорожным специальностям. Если же нет, дорогу должна была постичь участь большинства ДЖД, работавших когда-то в ГДР – она стала бы парковой дорогой, обслуживаемой взрослыми.)

К сожалению, оптимизм Валдиса Гароза не оправдался. В конце весны – начале лета 2002 года на дороге были выдраны из земли и вывезены рельсы. Никаких надежд на восстановление ДЖД хотя бы в виде аттракциона не осталось. Рижская ДЖД безвозвратно канула в лету…


На YouTube есть такой ролик
<a href="http://www.youtube.com/watch?v=j_RnuumkbLE" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=j_RnuumkbLE</a>


Фотогалерея Рижской ДЖД

Часть 1. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ



Паровоз Т3-78.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. 1956–57 год


Двухосная грузовая платформа с тормозной площадкой.
На заднем плане паровоз Т3-78.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. 1956–57 год


Паровоз Гр-322.
Фото из личного архива Н.А. Ермолаева. 1956 год


Паровоз Гр-322.
Фото из личного архива Т. Алтбергса.


Экипировка паровоза Гр-322.
Фото из личного архива Т. Алтбергса.


Тепловоз ТУ2-077 на станции Комъяуниешу.
Фото 1957 года (из книги «Организация работы железных дорог узкой колеи»)


Пассажирский вагон постройки мастерских Лиепайского военного порта.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. Конец 1950-х годов


Неизвестный пассажирский вагон на промышленных тележках.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. Конец 1950-х годов


Тепловоз ТУ3-035.
Фото 1960-х годов из архива Музея истории Латвийской жд.
(предоставлена П.А. Стрелковым)


Тепловоз ТУ2-244 на станции Комъяуниешу.
Фото из личного архива Т. Алтбергса.


Тепловоз ТУ2-273 доставляется на ДЖД. Фото 1972 года.


Тепловоз ТУ2-273 на ст.Комъяуниешу.
Фото А. Малиновского. Июль 1984 года.


Тепловозы ТУ2-273 и ТУ2м-244 на ст.Комъяуниешу.
Фото А. Малиновского. Июль 1984 года.


Тепловоз ТУ2м-244.
Фото Мехиса Хельме. 1980 год.


Тепловоз ТУ2м-244.
Фото Мехиса Хельме. 1980 год.


Тепловоз ТУ2-273.
Фото Мехиса Хельме. 1980 год.



Торжественное открытие летнего сезона 1982 года.
Фото из коллекции Петра Алексеева, 9 мая 1982 года.




20-тонный крытый грузовой вагон с тормозной площадкой постройки
 Демиховского завода на ст.Комъяуниешу.
Фото А. Малиновского. Июль 1984 года.


Багажный вагон Pafawag на ст.Комъяуниешу.
Фото А. Малиновского. Июль 1984 года.


Грузовые вагоны на ст.Комъяуниешу.
Фото Мехиса Хельме. 1980 год.


Тепловоз ТУ2-273.
Фото из личного архива В. Розенберга.
21 июля 1996 года


Тепловоз ТУ2-244.
Фото из личного архива В. Розенберга. 21 июля 1996 года


Тепловоз ТУ2-273.
Фото из личного архива В. Розенберга.


Тепловоз ТУ2-273 на станции Комсомольская (Молодежная).
Фото из буклета Рижской ДЖД. 1980-е годы


Подготовка к вывозу тепловоза ТУ2-273.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. 1997 год


Подготовка к вывозу вагона Pafawag.
Фото из личного архива Т. Алтбергса. 1997 год


Багажный вагон Pafawag с Рижской ДЖД, который стал экспонатом
Рижского музея истории Латвийской железной дороги.
Фото Илмы Янсоне. 23 марта 2001 года


Вокзал станции Пиониеру.
Фото 1960-х – 1970-х годов из личного архива Т. Алтбергса



Часть 2. РАЗРУХА



Остатки подвижного состава на станции Яуниешу (Комъяуниешу).
фото В.Фалькова. 8 апреля 2000 года


Остатки подвижного состава на станции Яуниешу (Комъяуниешу).
То, что изображено на фотографии, вовсе не грузовая платформа -
это обломки пассажирского вагона Pafawag.
фото В.Фалькова. 8 апреля 2000 года


Интерьер разграбленного вагона.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Станция Яуниешу (Комъянуниешу). Вид из тупика.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Станция Яуниешу (Комъянуниешу). Стрелочный пост.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Платформа Пионеерс.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Станция Алеяс (Сколас).
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Сгоревший стрелочный пост на станции Алеяс (Сколас).
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Редко встречающийся на ДЖД светофор с маршрутным указателем.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года


Кабели связи и СЦБ украдены.
фото А.Ковалевского. 21 октября 2000 года





Когда-то здесь была станция Яуниешу.
фото А.Ковалевского. июль 2002 года






Сгоревшее здание стрелочного поста на ст.Яуниешу.
фото В.Фальковса. 16 июля 2002 года


Когда-то здесь была станция Алеяс.
фото В.Фальковса. 16 июля 2002 года


Когда-то здесь был пункт экипировки паровозов.
фото А.Ковалевского. июль 2002 года




Немного грустно, но ничего не поделаешь  :'(


















Оффлайн goodman

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 837
  • Репутация: 15
  • Я тут недавно
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Medemciems
Весьма познавательно, спасибо. Детская железная дорога конечно это довольно любопытная штука, врятли еще где то было что то подобное, думаю такой проект бы пользовался не слабой популярностью даже на мировом уровне.
Ничего не делай в торопяк.

abvikjur

  • Гость
Детских железных дорог много. Я и сам не ожидал такого количества. Есть полностью детские, есть обслуживаемые взрослыми. Вот полный перечень закрытых и ныне действующих дорог - http://www.dzd-ussr.ru/towns/index.html

 


* Полезные статьи