Автор Тема: Рижский след Шерлока Холмса  (Прочитано 2392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

abvikjur

  • Гость
Рижский след Шерлока Холмса
« : 24 Август 2013, 16:11:13 »

 

На просторах бывшего Союза трудно найти человека который не смотрел бы киноистории о Шерлоке Холмсе.
«Где это всё снималось?» – такой вопрос нередко можно услышать от поклонников Фильма.
Общая географическая сводка натурных съёмок выглядет так:

 Россия (точнее, Ленинград и область) – 63%
Латвия – 15%
Эстония – 15%
Абхазия – 5%
Великобритания (точнее, Лондон) – 2%

Здесь учитывалось не экранное время каждого эпизода, а количество задействованных географических точек.


  Пройдём по рижским местам съёмок.




В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны, поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в XVIII веке они были срыты, а на их месте в 1772 г. была сооружена Эспланада – свободная от застройки зона вокруг Рижской крепости.
Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады.
Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе. В 1950-52 гг. зелёные насаждения были изменены – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны, розарий, устроена детская игровая площадка.
Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» в советское время была расположена «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. За левым плечом Стэмфорда виднеется один из этих бюстов.



Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади.




И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.




Дом Шерлока Холмса, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике, где в летнее время стоят столики кафе.




Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад











Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета.
Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).




Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка.
Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.




Площадь, обозначенная на плане Риги ещё в 1650 году, с 1864 года носит имя Иоганна Готфрида Гердера – немецкого философа-просветителя, литератора и фольклориста.
В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой, а с 1767 г. служил ещё и как пастор и имел в Риге огромный успех как воспитатель и проповедник. Справа виден угол Домского собора, наиболее значительного памятника средневекового зодчества Латвии.




Ворота, через которые проезжает экипаж, прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (д. 24 по улице Скарню) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (д. 20/22). Сама улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. Через арку ворот бывшего доминиканского монастыря виден фрагмент фасада церкви Святого Петра.




Ворота ведут во двор, именуемый Иоанновым подворьем (по-латышски Яня сета). Это место – ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка – местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден.




С приходом в Ригу инквизиции в 1232 г. старая капелла замка была переделана под церковь Св. Иоанна, а рядом с ней возникли наши ворота. В  1234  г. епископский замок с прилегающими земельными участками был передан в дар новообразованному Доминиканскому монастырю.
После Реформации монастырские постройки отошли к городу. В XIX веке здесь размещались рижские полицейские казармы. Внутри подворья сохранился фрагмент крепостной стены Риги начала XIII века.





Уже знакомая нам площадь Гердера. Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол – Музей истории Риги и мореходства. Большой портал вдали справа – это вход в Домский собор.
Собор заложен в 1211 г. основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом, завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна. С тех пор и до конца XIX века собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей. После реставрации (1959-60 гг.) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР и одним из крупнейших в мире органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Кстати, слева от кинооператора, скрытый от наших глаз, находится памятник Гердеру. А фонарь на углу – бутафорский.




Мы уже говорили о «доме Холмса» на ул. Яуниела, д. 22, который перестраивал известный искусствовед и историк, архитектор Вильгельм Нейман. Среди его работ – общественные здания самого различного назначения, и вот ещё одно из них - Художественный музей (1903-1905 гг.), в интерьерах которого есть детали в стиле модерн, а сам фасад решён в стиле необарокко. Когда здание было построено, в рижской прессе было немало возмущённых отзывов по поводу того, что этот неуклюжий монстр уродует облик Риги и не вызывает ничего, кроме стыда. Впрочем, то же самое говорили и об Эйфелевой башне.
Сам музей был основан в 1869 г. Коллекция насчитывает около 14 000 экспонатов и отражает развитие живописи в Латвии до 1945 г. Представлены работы Пурвитиса, Розенталя, Рериха, Айвазовского. Проводятся художественные выставки латвийских и зарубежных авторов. В годы гитлеровской оккупации фашисты разграбили музей, похитили 534 картины, в т. ч. работы Репина, Сурикова, Серова, Пурвита, Валтера, Розенталя. После освобождения Риги началось восстановление музея, и уже 1 мая 1945 г. открылась первая выставка работ латышских художников.








Слева мы видим здание музея Истории города Риги и мореходства (с 1959 года), а по сути всё то же здание Домского монастыря, его южный фасад. Улица получила своё название в честь Домской школы, в которой раньше готовили священнослужителей, а затем, после Реформации (XVI в.) Домская школа стала первым светским высшим учебным заведением в Риге.






Для того, чтобы попасть в самый крупный в Европе этнографический музей под открытым небом, даже из Риги выезжать не надо. Сразу за мостом через Юглу – большой белый указатель направо. Ещё метров тридцать – и вы на месте.
Музей был основан в 1924 году, когда управление памятников Министерства просвещения приняло специальное постановление о создании музея. В 1927 г. для музея был отведен участок площадью 70 га на берегу озера Юглас. Первые шесть старинных построек, перевезённых и собранных на новом месте, посетители увидели летом 1932 года.
Ныне музей занимает около 100 га и насчитывает около 117 построек (экспозиция продолжает пополняться). В его экспозиции можно познакомиться с характерными образцами архитектуры, одежды и предметов быта крестьян, живших в различных уголках культурно-исторических областей Латвии – Курземе, Земгале, Видземе и Латгалии. Среди них – жилые дома, хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, мельницы, кузницы, печи гончаров и смолокуров. В музее собраны хутора ливов, обитавших на севере Курземе с древнейших времён, и русских старообрядцев, нашедших убежище в Латгалии в 18 веке.
Загородный дом Холмса – это т. н. двор курземского рыбака (Курземе – одна из исторических областей Латвии, самая западная из них). На плане музея 1985 года – № 21. Дом, мимо которого проезжает Ватсон – № 24. Но что это за постройка под № 22? На фото из книги 1986 года она видна слева, а теперь её и вовсе там нет.




Этот сарай, то есть клеть из Папе Руцавской волости, хутора «Витолниеки» (1889), был установлен вскоре после съёмок фильма, в 1986 г. Но в мае 2000 года в Этнографическом музее вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорели 3 старинные постройки. Работники музея уверены, что причиной пожара был умышленный поджог. Сгорел и "дом Холмса" № 21, и клеть № 22.




Так что теперь на месте дома – его восстановленная копия. Кроме того, в 1998 г. рядом с домом поставили ещё одну клеть – с хутора «Лаукгали» (1889). Поставили «неудачно» – прямо перед «домом Холмса», поэтому на снимке его не видно.




Сам же «дом Холмса» – это жилой дом из местечка Папе Руцавской волости, с хутора «Лурти», принадлежавший роду курземских рыбаков, построенный в 1880-е гг. В Музее был установлен в 1983 г. Посмотрите, как этот дом выглядел на старом месте, и как выглядит на новом.












Здание было построено в 1902 г. по проекту архитекторов Генриха Шееля и Фридриха Шеффеля как доходный дом с магазином. Один из наиболее значительных образцов рижского югендстиля.
Здание имеет два главных фасада, которые выделяются богато украшенными эркерами, балконами и кованой металлической балюстрадой. Расположено оно на одной из самых оживленных и активных улиц Старой Риги, что позволяет его арендаторам находиться в  центре коммерческой, дипломатической и финансовой жизни города. Сейчас в нём базируются офисы таких компаний, как Reuters, Международный банк реконструкции и развития и Churchill Club. Справка из Земельной книги с историей перехода этого здания из рук в руки занимает 10 страниц формата А4. В именах владельцев, отметках о залогах и кредитах можно утонуть.
Дом на заднем плане – бывшее здание Министерства финансов (1937-39), арх. А.Клинклавс. Оно же фигурировало в фильме «Семнадцать мгновений весны» как музей природоведения и здание гестапо.
Справа – дом 6 по ул. Смилшу. Строился как банк 1-го Рижского общества взаимного кредита в 1912 году, арх. В. Бокслаф. Этого архитектора мы уже знаем как автора здания Академии художеств Латвии. Сейчас здесь расположен банк NORD/LB Latvija.









Этот объект снимался в трёх разных точках: внешний вид, прихожая и комнаты – всё по отдельности. Начнём с внешнего вида.
Это место расположено недалеко от Домского собора. Слева – нынешнее здание филиала Vecrigas банка SEB Unibanka. Оно изначально строилось как банк, только биржевой. Строительство было завершено в 1887 г. по проекту архитектора Генриха Шееля. Монументальные неоренессансные формы здания были созданы с помощью красного облицовочного кирпича и эстонского известняка.
Здание справа – местная достопримечательность, один из архитектурных шедевров города. Характерное сооружение стиля эклектизм, заимствующее формы различных архитектурных стилей прошлого и преподносящее их в новом содержании. Здание было построено в 1852-1855 гг. по проекту Харалда Боссе как здание Рижской биржи, в формах ренессансного палаццо Венеции. Фасады украшает нарядный архитектонический и скульптурный декор.
Интерьер здания выделяется насыщенностью художественной отделки, особенно роскошными были интерьеры 2-го этажа, которые восстанавливали с 1976 по 1979 г., и которые погибли в пожаре 1979 г. В советское время в здании биржи находились Латвийский НИИ научно-технической информации и технико-экономических проблем, а также отделы Республиканской научно-технической библиотеки. Затем здесь находился Латвийский информационный центр Министерства Экономики Латвии, а с 1993 г. начала свою работу биржа, которая часто предоставляет свои залы различным культурным мероприятиям – фестивалям и выставкам.
А в глубине улицы виднеется шпиль церкви Скорбящей Богоматери – памятника архитектуры республиканского значения.






  <a href="http://www.youtube.com/watch?v=wIsPynBPHUg" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=wIsPynBPHUg</a>











 


* Полезные статьи