Автор Тема: Мифы и легенды города  (Прочитано 10330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DaVinchi

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 326
  • Репутация: 3
    • Просмотр профиля
Мифы и легенды города
« : 24 Июль 2011, 01:51:25 »
Я думаю в каждом городе есть свои легенды и мифы, о каких знаете вы?

Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #1 : 24 Июль 2011, 14:10:44 »
Сразу вспоминаются легенды про подземные ходы под Даугавой. Ну и про Турайдскую Розу (Сигулда). И еще миф об оккупации. :)
« Последнее редактирование: 24 Июль 2011, 19:17:48 от beatris_af »

Оффлайн Жанна

  • Twitter
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
  • Мой дом - моя крепость!
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #2 : 31 Июль 2011, 08:32:56 »
Да уж! Чего только стоит Туннель из Мангальсалы в Болдераю. Чем не миф? Ведь мифы и легенды города могут писаться и на глазах у нас.
Копали-копали, искали туннель, а докопались до корней деревьев и старого военного туннеля, ведущего к расположению северных батарей. Всё  это случилось не так давно в 2006 году, жители Риги точно помнят эти события, смеялись все: и газетчики, и телевизионщики, а как следствие и весь город... ;D ;D ;D
« Последнее редактирование: 31 Июль 2011, 08:34:47 от Жанна »

Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #3 : 01 Август 2011, 00:36:51 »
Самой известной легендой Риги наверное следует считать историю про Кристапа – кто-то его называет лодочником, а кто-то говорит, что он людей на себе переправлял через Даугаву вброд. Так вот, что этот самый Кристап как-то ночью был разбужен плачем ребенка. Посчитав, что тому нужно на другой берег (ночью!!!), он привычно впрягся, но пацанчик вдруг стал настолько тяжелым, что Кристап, добравшись до правого берега Даугавы (в аккурат до того места, где ныне стоит Рижский замок), повалился без сил и уснул. А утром обнаружил вместо малыша сундук с деньгами. Сокровище Кристап заныкал, поскольку не знал, что с ним делать. А после кончины Кристапа, деньги были пущены на строительство города.
Странная легенда. Хотя, в общем-то, известно, что Ригу построили крестоносцы во главе с епископом Альбертом на месте поселка ливов. А вот на какие средства, история умалчивает. Может и на сбережения Большого Кристапа, кто знает…Во всяком случае, дядечка этот с ребенком на плече, стоит в стеклянной будке на набережной.
« Последнее редактирование: 01 Август 2011, 00:40:27 от beatris_af »

Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #4 : 04 Август 2011, 11:27:40 »
Есть легенда про Христорождествнский кафедральный собор (бывший планетарий в советское время).
Он был построен и введен в эксплуатацию в 1884 году. Так вот, когда в 1917 году город был занят немцами, собор превратили в кирху. А для того, чтобы скрыть следы принадлежности церкви к православию, решили спилить лишние перекладины с крестов, придав им вид католических.
Как утверждают очевидцы, при попытке проделать это святотатство, газовый резак, выскользнув из рук немецкого содата, отсек ему кисть.

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #5 : 22 Август 2013, 18:24:49 »
Легенда о красавице и трубочисте


  Когда вы будете прогуливаться по улице Калькю, остановитесь перед домом на перекрёстке с улицей Скарню (кстати, это самая первая улица Риги) и посмотрите наверх...

  Было или не было, но в средние века у одного отца по имени Тумшайс Алус была красавица дочь, прекрасная Гарумзиме. Отец буквально боготворил дочь, следил за тем, чтобы та не водила дружбу с кем попало, блюла девичью честь и берегла себя для будущего солидного супруга. Поселил Тумшайс свою дочь под самой крышой дома, чтобы никто её и не видел без позволения отцова.
  Но как-то раз в доме засорились трубы и суровый отец был вынужден вызвать трубочиста. Пришёл юный красивый парень, юноша по имени Зилайс Димантс. Случайно он столкнулся на лестнице с красавицей Гарумзиме и влюбился в неё с первого взгляда, а та, как водится, в него.
Молодые стали встречаться – каждую ночь Зилайс Димантс поднимался по своей лесенке трубочиста до второго этажа дома, а дальше поднимался по веревке, которую спускала для него девушка. И влюбленные проводили в беседах целые ночи.



Общий вид дома героини

  Но однажды отец девушки был разбужен мяуканьем домашних котов. Выглянув в окно, он увидел приставленную лестницу и веревку. Тумшайс всё понял. И тогда он схватил огромные садовые ножницы, затаился у окна, и как только юноша стал спускаться, перерезал веревку! Несчастный юный трубочист погиб. А безутешная Гарумзиме бросилась из окна на мостовую и тоже разбилась. И только черные коты радостно урчали, сделав своё черное дело.

  С тех пор каждую ночь, ровно в три часа ночи, когда погибли влюбленные, в этом месте раздаётся сдавленный крик юноши, а за ним слышится крик девушки. А затем явственно слышно зловещее урчание двух котов.



Вид сблизи – злой отец, два злодейских кота и юный трубочист со своей лесенкой. Вот только Гарумзиме не хватает.





Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #6 : 22 Август 2013, 18:34:20 »
:) Она внутри.
Надо же, я и легенды не слышал, и фигурки эти не замечал - вечно под ноги пялишься... :) Спасибо!

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #7 : 23 Август 2013, 11:40:43 »
Тайна Милды

Большинство рижан, услышав слово "Милда", сразу понимают о чём идёт речь.  Потому что Милда в Риге, да и во всей Латвии, одна. Так с незапамятных времён называют главный памятник страны.



  Про открытый в 1936 году в центре Риги памятник Свободы работы скульптора Карлиса Зале рассказывают много легенд. По-прежнему ещё в некоторых зарубежных путеводителях можно прочесть, что на нём установлена мать-Россия, держащая в своих ладонях три звезды, символизирующие Латвию, Литву и Эстонию. Подобное утверждение в одном британском справочнике вызвало большой скандал в Латвии. Но в советское время встречались рижане, которые действительно так думали.
  В 90-е годы в русской прессе распространился слух, что внутри этого памятника сохранился фундамент другого — Петру Первому, торжественно открытого Николаем II в 1912 году. Чего не могло быть, так как его пьедестал находился ближе к нынешнему бульвару Райниса. Однако в это поверили, и только после того, как внутрь запустили тележурналистов, эта легенда рухнула.
  Одна из самых устойчивых легенд: памятник Свободы спасла прославленный советский скульптор Вера Мухина. Якобы она в 1944 году явилась на заседание Военного Совета, на котором обсуждалось решение о сносе памятника, и заступилась. За что председатель латвийского Совнаркома Вилис Лацис якобы подарил ей дачу. Или хотел подарить. Однако до сих пор не найдено никаких документов, свидетельствующих о намерении советских властей снести памятник Свободы. Рассказ о чудесном заступничестве Веры Игнатьевны впервые появился в 90-е годы в интервью с её родственником. Экскурсоводы Музея оккупации аргументировали просто: «Ну разве могли оккупанты не хотеть снести этот памятник?!» Но в изданной в этом году на русском языке книге Музея оккупации эта история признаётся недостоверной.


**********

  А самая главная легенда связана с именем, которым жители Латвии ласково называют этот памятник. Все зовут его Милдой, однако далеко не все согласны с тем, что его можно так называть. Буквально в прошлом году на страницах газеты Latvijas Aviize разразилась целая дискуссия: «Уместно ли именовать одну из главных святынь латышского народа Милдой?»
  «Меня охватывает глубокая неприязнь, когда я слышу, как наш памятник Свободы вульгарно называют Милдой. Народ Латвии, в том числе мои родители, жертвовали деньги на возведение символа Латвии. Офицеры, проходя мимо памятника Свободы, отдавали ему честь. Мне всё равно, на чём основано прозвище Милда, но оно звучит ужасно. И тех, кто так его называет, хочется спросить: может быть, кто-то считает, что вы похожи на популярного комика? Но вас же называют по имени и фамилии, а не Чаплином, Никулиным или Бином», — писала читательница из Рижского района.
  «С детских довоенных лет помню, что памятник Свободы другим, необдуманным именем Милда чаще всего называли инородцы. Конечно, для нас, латышей, памятник — святыня и нам не нужно использовать для его названия другое слово. И к нему не нужно идти тем, кто против свободной, независимой Латвии», — утверждал читатель Миервалдис.
  «Считаю, что народ может называть памятник Свободы Милдой, — возражал читатель Янис П. — Это название уже вошло в разговорный язык, она латышское и благозвучное. Конечно, во время государственных праздников или визитов иностранных дипломатов надо использовать только официальное название...»


Подобные дискуссии были и в других латышских газетах. Но почему же памятник Свободы в Риге называют женским именем Милда?

Загадка леди Винтере

Существует мнение, что при создании главной скульптуры памятника Карлису Зале позировала модель по имени Милда. Одни исследователи считают, что документального подтверждения этому нет. И одной модели тоже нет: скульптору позировали по крайней мере семь женщин.
Другие указывают даже фамилию — это Милда Винтере. И цитируют её письмо: «Меня зовут Милда. Урождённая Крастиня. Живя в Милгрависе, я познакомилась с Альфредом Александром Винтером, на Рождество 1927 года мы поженились. Когда Альфред получил славу певца, на каком-то летнем празднике я познакомилась со скульптором Карлисом Зале. Это изменило мою жизнь. Я, как сейчас говорят, стала легендой. В 1935 году Карлис Зале закончил работу над памятником Свободы по проекту „Сияй как звезда“. В народе говорили, что женщина наверху памятника очень похожа на меня. Не знаю, почему, но народ дал ей моё имя Милда».



Противники этой версии нашли фотографию Милды Винтере и сравнили её лицо с лицом статуи на памятнике Свободы. Действительно, особого сходства не наблюдается. Однако кто снизу может разглядеть лицо этой железной женщины? Скорее всего, имеется в виду схожесть фигуры. Однако фотографии Милды Винтеры, урождённой Крастини, в полный рост, да ещё с поднятыми руками, никто не предоставил.
Поэтому споры продолжаются. Была ли натурщица Милда? Уместно ли так называть главный памятник страны?


А в народе тем временем статую памятника Свободы всё равно продолжают называть Милдой. И латыши, и русские. И если народ решил, что это милое женское имя монументу подходит, никакими законодательными актами это уже не запретишь.

(по материалам корреспондента газеты "суББота" Михаила Губина)

-------------------------------------------

Ну и парочка роликов про памятник

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=iXGcA_x_QuY" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=iXGcA_x_QuY</a>

<a href="http://www.youtube.com/watch?v=EmdfiXZF6Lg" target="_blank">http://www.youtube.com/watch?v=EmdfiXZF6Lg</a>


         

Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #8 : 23 Август 2013, 17:49:35 »
Очень интересно. Спасибо!

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #9 : 27 Август 2013, 17:08:12 »

РИЖСКИЙ  ТРЕУГОЛЬНИК


 В Риге в конце 19 и начале 20 века были воздвигнуты четыре огромные воднонапорные башни.

Две первые – совершенно одинаковые с виду, построены в 1896 и 1897 годах, около Матвеевского кладбища, на улице Маза Матиса, дом 2.






У этих двух водонапорных башен  есть имена – Анна и Жанна. Легенда гласит, что Анна была искусной знахаркой и за это поплатилась жизнью. Ее сожгли на средневековом костре «за колдовство». Настучал аптекарь, у которого Анна уводила клиентов. А вскоре свела счеты с жизнью и сестра девушки – Жанна. На том месте, где рассеялся прах двух сестер, и построили башни, как две капли похожие друг на друга.


 Башни на пригорке на ул. Матиса появились  совсем неспроста. Городские легенды гласят, что архитектором башен был франкмасон. Его план предполагал возведение в мистическом месте трех одинаковых башен, образующих равнобедренный оккультный треугольник, — масонский символ мудрости. Но денег у города хватило лишь на две водонапорки. Тайный замысел не удался. Единственное, что оставалось "вольному каменщику", — украсить шпили башен геоцентрическими сферами.

Место, где стоят башни, само по себе непростое, со своей оккультной историей. Так, рядом уже в момент постройки башен располагалось кладбище Матиса — место упокоения неимущих и самоубийц. Уходя же совсем в седую древность, надо сказать, что естественный песчаный холм служил местом казни рижских ведьм. И сегодня с пригорка хорошо видна перспектива ул . Матиса , в прошлом же — Висельной улицы. Кончалась улица установленными на реликтовой дюне виселицами — отсюда и ее старое название.



Следующая водонапорная башня появилась в 1910 году на улице Алисес, 10а. Построили её в Задвинье, между улицами Калнциема и Кристапа. У этой башни тоже есть имя – Серая Алиса.


Серая Алиса


В 1913 году появилась и башня в Чекуркалнсе по адресу Гауяс, 21.


башня на ул.Гауяс, 21


 Казалось бы, никакой другой цели, кроме обеспечения жителей Риги водой, башни не несут. Но если отметить на карте места расположений башен и соединить их прямыми линиями...

 И что же мы видим? Совершенно верно – перед нами ПОЧТИ равнобедренный прямоугольный треугольник,  ориентированный по сторонам света.




Длина каждого катета примерно 5 километров. Катет Маза Матиса – Гауяс направлен с юга на север. Катет Маза Матиса – Алисес идёт с востока на запад. Точка прямого угла отмечена двумя башнями, тогда как на точки острых углов указаывают по одной башне. Центр треугольника – ... впрочем, возьмите карту Риги и начертите.

 Я как сумел, так и начертил. У меня центр треугольника попал на  Bruņinieku 10a.  Это "АРМИЯ СПАСЕНИЯ".


Но возможно я и ошибся с геометрией.  Не так это просто сделать.
Попробуйте начертить и определить эту точку сами.



Как известно, равнобедренный прямоугольный треугольник – один из символов Иллюминатов.  Насколько рижские водонапорные башни, грозно возвышающиеся над городом, относятся к тайнам братства Иллюминатов, пока неизвестно. Но, ничего в мире не делается просто так...





.




Оффлайн BlackAngel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 653
  • Репутация: 32
  • Форум Риги
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #10 : 27 Август 2013, 20:22:13 »
Спасибо, очень познавательно и интересно.

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #11 : 22 Сентябрь 2013, 20:12:15 »

Готова ли Рига?



Это самая популярная и любимая рижанами легенда, выражающая вечное стремление Риги к переменам…



Vai Rīga gatava? (готова ли Рига?)

Старики говорят, что время от времени в Риге появляется некто, интересующийся о будущем города. Говорят разное – иногда это господин в черном фраке, иногда бледная дева, или просто сорока, даже просто голос, раздающийся из Даугавы. Нет единого мнения и о периодичности появления этого некто – кто-то появляется в каждую Новогоднюю ночь, кто-то раз в пять или даже в сто лет. Однако вопрос, задаваемый этими существами первому встречному, всегда один: «Готова ли Рига?». До сих пор все встреченные – ночные сторожа, строители или просто прохожие отвечали, что – нет, не готова еще Рига! Предание гласит – как только прозвучит ответ, что город построен, Рига погрузится в воды Даугавы. Однако рижане умны – они знают, каков должен быть ответ. Рига никогда не будет готова!



.

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #12 : 22 Сентябрь 2013, 20:19:40 »


Рижские петухи






Башни самых старинных рижских церквей – Домского собора, Св. Петра, Св. Иоанна и Св. Иакова увенчаны не крестами, а петухами. Согласно христианским традициям, петух зорко оберегает от всяческого зла и своим утренним пением способен отпугнуть нечистого. Зато время до петушиных песен – самое недоброе, и Иисус предсказывал свои ученикам: «Прежде, чем петух три раза пропоет, вы меня трижды предадите». Поэтому петуха надлежит вознести как можно выше, чтобы его голос раздавался как можно дальше.
Еще существует мнение, что петух на вершине башни способен служить людям чисто с практической точки зрения, выполняя функцию флюгера. Для Риги, как портового города, это было особенно важно, так как для парусников направление ветра имеет большое значение. Поэтому башни всех расположенных вблизи Даугавы церквей украшены петухами.
Существует также легенда, в которой своя роль (хотя и не главная) принадлежит церковному петуху. Рассказывают, что традиция требует, чтобы каждый раз, восстанавливая несчастьями преследуемую башню церкви Св. Петра, главный мастер, закончив работы, должен забраться на спину петуха, выпить до дна стакан вина и сбросить его на землю. На сколько осколков разобьется стакан, столько лет простоит башня. Так, в 1746 году мастер Иоган Вильберн сбросил опустевший винный бокал, и как же удивлены были горожане, когда он упал на проезжающий мимо воз сена и вовсе не разбился – значит вскоре башня свалится. Однако, как бы доказывая, что не стоит верить предрассудкам, башня простояла 200 лет до второй мировой воны, когда сгорела вместе с церковью 29 июня 1941 – именно в день св. Петра. Зато в 1970 году, когда архитектор сбросил стакан шампанского со спины петуха восстановленной башни, стакан разбился в мелкую пыль.


.

abvikjur

  • Гость
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #13 : 22 Сентябрь 2013, 20:23:17 »


Голуби на Пороховой башне




Пороховая башня, ранее называвшаяся Песчаной башней (считается, что название произошло от рядом расположенных песчаных дюн), была одним из важнейших оборонных сооружений Риги, так как защищала главную сухопутную дорогу на подступах к Риге. Впервые в летописи она упоминается уже в 1330 году, а с 1650 года в ней хранились запасы пороха. После перестройки укреплений башня стояла заброшенная, и в ней поселилось множество голубей. В 1892 году студенческая корпорация «Рубония» попросила городскую управу предоставить башню в ее распоряжение. Городские власти разрешили студентам разместиться там при одном условии – постройку отремонтировать, сохранив внешний вид. Всем на удивление студенты очистили башню от столетиями накопившегося голубиного помета и, продав его, выручили 612 золотых рублей на ремонт башни.

Башня сохранила свое военное значение до наших дней – в ней находится Военный музей Латвии.


.

Оффлайн beatris_af

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3096
  • Репутация: 59
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды города
« Ответ #14 : 23 Сентябрь 2013, 18:56:23 »
Ээээ... А голуби?

 


* Полезные статьи